******************************

     HAMLET AS HE IS

******************************

Комментарий одноклассников


Здорово. Только вот -
Наверное, Соколовскому видней, что он хотел изобразить.


Сыгран Гамлет профессионально. Слишком.
Но только вот нет в нем трагичности.
Одни нервы, крики,
блажь бездельничающего принца.
Некрофелическое циничное остроумие.
Философия колхозника-неудачника, но с большим чувством и жаром.
(Я впрочем, видел не меньший жар и у самих колхозников. 
После пары бутылок много кто так заговорит.)

Циничное обращение с Офелией, Гертрудой и всеми прочими.
Ноль сожаления по поводу убийства Полония.
Дерзкое обращение со всеми окружающими.
Провоцирование бедного Лаэрта на поединок.
Все вместе - ребячество избалованного подростка -
"меня не любят, не ценят, не замечают - буду бегать,
орать и задираться, чтобы заметили.
Все виноваты вокруг - все либо подонки, либо простаки, либо шлюхи.
Один я - хороший, справедливый и умный!
Буду один против всех!
А еще лучше - возьму и брошусь в море назло кому-нибудь - пусть поплачут".

Сильное, больное, опасное дитя.
И абсолютно пустое.
Понятно, что он идет к самоуничтожению, но тянет туда и всех остальных.

То, что вся пьеса - трагедия, безусловно,
но в самом Гамлете я не увидел ничего трагического.
Трагедия жить рядом с таким человеком, трагедия - любить его,
трагедия - даже ненавидеть.

И вот я теперь не знаю -
то ли Соколовский так переврал Шекспира, что складывается Такое представление,
то ли Гамлет такой и есть на самом деле,
то ли я ничего не понял.


P.S.
И только одно оправдывает его и спасает - Офелия.
"Помяни мои грехи в своих молитвах"
и про "любовь 40000 братьев - не чета моей"
И это правда!
Мне сложно объяснить, но разгадка здесь.

Также и Маргарита спасает душу Фауста в финале,
а вовсе не его мелкобуржуазные наклонности, как написано в комментарии.
(Это вторая книга, которую я не понимаю. И тоже в переводе Пастернака.)


P.P.S.
ты была прекрасна в этой роли





************************************************

OPHELLY AS SHE IS 

**************************************************


К сожалению, нельзя все оправдать одной местью.
2000 лет назад жил человек, который сказал, что закон "око за око" неправилен.
Видеть слабость Гертруды и Офелии - и презирать их за это?!
И унижать?
Да как же можно презирать женщину за слабость?!
Тем более невесту и родную мать.
Это достойно мужчины? Человека "высочайших уставов"?
А ведь он не мальчик, как я почему-то всегда считал.
Гамлету ведь, оказывается, за тридцать.
(Если Йорик пролежал в земле 23 года, а он помнит его остроумие)


Полоний-то, наверное, получил по заслугам. Только вот перед Гамлетом он лебезит и стелется -
и, заметим, что Гамлет унижает и издевается только над теми, кто слабее -
над женщинами и Полонием.
С Клавдием, которому он вроде как мстит, держится совсем по-другому.
Осторожно провоцирует. Из-за угла.
А сожаления у него нет не только из-за смерти Полония,
но и почему-то смерть Офелии вызывает у него жуткую,
необъяснимую ярость к ее брату, Лаэрту. 
Пусть даже тот и лицемер, но зачем в могилу к нему прыгать и так орать?
Безумие? Все этим объясняется?

Что же до того, что Офелия "предала" Гамлета, послушавшись отца..
История старая и часто встречающаяся.
Обычно ставится в "добродетель".
Хотя мне тоже не нравится, но не могу назвать это предательством.
Куда как ярче тот же мотив в Татьяне Лариной
"Я вас люблю - к чему лукавить?
Но я другому отдана и буду век ему верна"

Не понимал никогда, с самого детства и до сих пор.
В чем этот "Татьяны милый идеал"?
Почему честь выше чувства?..

*********

Еще одну вещь я понял сегодня.
Когда вчера я написал, что Гамлет ведет себя как маленький ребенок, 
которого не слушают и он от этого злиться, я имел в виду следующее -
Клавдий, Гильденстерны, Гертруда говорят с ним, но о своем.
Полоний его слушает, но он недостаточно развит.
Есть Горацио - но этого мало, остальные - вовсе "не доросли до него"
и все философские рассуждения - монологи с самим собой.
А у него есть Мысли, да, много Мыслей, 
но поделиться ими не с кем - вот здесь трагедия!

Зацепила же меня фраза из "быть или не быть" -
"...и невозможность излить себя.."
Я не был уверен в точности формулировки и 
полез в книжку - у Пастернака нет этой фразы!
У Лозинского - тоже! Близко нету!
Я в смятенье - ведь на ней строятся все мои доводы,
(Неужели Соколовский сам вставил?) -
смотрю в третье издание, тоже перевод Пастернака -
уж казалось бы - зачем?,
и нахожу! -
"..Всеобщее притворство, невозможность
Излить себя, несчастную любовь
И призрачность заслуг в глазах ничтожеств..."

Этой фразой все объясняется.
Надо найти оригинал текста. В двух переводах из трех про это ни слова.
(И кстати - почему у одного Пастернака два перевода?)
Что же там по-английски, на самом-то деле?

Так вот. 
"Невозможность излить себя" - основная проблема Гамлета, как мне кажется.
И это уже теплее, ближе к нам самим.
Это уже что-то знакомое. Мало кому из нас выпадает в жизни мстить дяде за отца,
а вот невозможность "излить себя", вывернуть душу наизнанку,
показать всем или хоть кому-то - что у тебя там внутри!
- Смотрите, вот он я! Вот что во мне! Вот, что я могу! 
Вот, что болит! Вот, чем я живу на свете! Вот смысл моей жизни! Друзья, братья, сестры!
А всем плевать.
Ну, повосторгаются для приличия, покачают головами, 
поцокают языком и разойдутся по своим делам.
Останется только один недоделанный Горацио, который будет слушать и кивать,
но он скоро сам и надоест.

И тогда становится понятно, что же в этой книге "такого,
что мы, спустя три (четыре) столетия ее читаем и читаем снова."
"Это про нас", как говорил Жуф после спектакля.


*******


А потом вдруг стало понятно про Офелию.
Кто она и зачем нужна в пьесе.
Она - полная противоположность Гамлету.
(Отсюда, кстати, и их любовь, как часто бывает)
Она добрая, кроткая, простая и светлая девушка.
И ей действительно не по пути с мстящим Гамлетом,
но не потому, что 'слаба', а потому, что ей просто неведомо это чувство.
У нее точно так же, как и у него, убили отца,
но она не испытывает ни капли ненависти к убийце,
не пытается его найти и отомстить.
Это, во-первых.

А во-вторых, - у Офелии нет этой мужской, тщеславной потребности "излить себя".
Она мало говорит - больше слушает.
Она слушает Гамлета, слушает отца, и ей не хочется огорчить ни того, ни другого.
Но вся ирония судьбы (и это на самом деле кульминация пьесы!),
что как раз ей и удается то, к чему так стремится и не может достигнуть Гамлет -
Излить Себя.
Излить себя, всю свою сущность в этих бессознательных песенках и цветочках!
И этот момент замечательно показан в спектакле -
она ходит, поет, и все ее слушают. Все!
Так не слушали даже короля, не говоря уже о Гамлете.
Только Офелию, одну.
Ей самой это ни капельки не нужно - ни до помутнения рассудка, ни тем более после.
Но нам здесь показано - не прав Гамлет в том, что в этом черством эгоистичном мире
никто никого не слушает, никому ни до кого нет дела.
Неправда!
И мы слушаем песни Офелии.
Правда уже безумные.
И в этом радость и горечь одновременно!

В этом величие этой пьесы, и, что ты там не говори - 
но эту сцену тебе удалось изобразить очень точно, трогательно и красиво.

Офелия, As She Is.

Сайт управляется системой uCoz